Процедура оформления наследства в Украине

Со смертью близких людей связаны не только переживания, но и множество хлопот, возникающих из-за необходимости организовать похороны и вступить в наследственные права. Что нужно знать о процедуре принятия в собственность имущества умершего, как оформить наследство в Украине и получить свидетельство о праве на наследство?

 

Где и когда открывается наследство?

Временем открытия наследства принято считать день ухода из жизни человека или день провозглашения его умершим (ч. 2 ст. 1220 ГК Украины).

Для оформления наследства определение времени имеет большое значение. От дня открытия наследственной массы отчитывается срок, в течение которого родственникам необходимо обратиться к нотариусу, заявить о своих правах и подтвердить наличие родственных связей с умершим лицом.

Кроме того, от момента открытия наследства иногда зависит круг родственников, которые могут претендовать на оформление наследственных прав. Например, если после смерти мужа жена не прожила ни дня, она за ним не наследует.

Мужчина ставит печать на документ

Наследство открывается у нотариуса по месту жительства умершего

 

Место открытия наследства – это место постоянного жительства умершего гражданина. Если его определить невозможно, местом открытия считается местонахождение недвижимости умершего или основной движимой собственности (например, место постановки на учёт транспортного средства).

Место открытия наследства устанавливается на основании выписки из регистрационной службы (записи в домовой книге с недавних пор неактуальны, все сведения, которые в них входили, переданы в ЦПАУ – центр предоставления административных услуг). Свидетельство о смерти не может считаться основанием для определения места, где находится имущество умершего (пп. 1.13 п. 1 главы 10 раздела II Порядка № 296/5, регламентирующего процедуру осуществления нотариальных действий в Украине). Если установить или подтвердить местонахождение наследственного имущества невозможно, следует обратиться в суд.

Оформление наследства в Украине по месту его открытия осуществляет нотариус или уполномоченный сотрудник органа местного самоуправления в сельской местности.

 

Регистрация факта смерти

Для оформления свидетельства о праве на наследство и обретения статуса законного владельца собственности умершего, следует подтвердить факт смерти родственника. Таким подтверждением служит свидетельство о смерти. Данное свидетельство выдаётся органами РАГСа в соответствии со ст.ст. 17, 18 ЗУ № 38 «О государственной регистрации актов гражданского состояния». Обратиться за ним нужно в течение трёхдневного срока с момента смерти.

Какие документы нужны для оформления свидетельства? В РАГС нужно предоставить одно из подтверждений факта смерти:

  • документ из медицинского учреждения или из органа судебно-медицинской экспертизы;
  • решение суда, на основании которого лицо признаётся умершим.

Кроме документального подтверждения факта смерти, подаётся заявление.

Свидетельство о смерти оформляется после регистрации факта смерти в виде актовой записи в электронном Госреестре. Заявителю для получения данного свидетельства надо оплатить государственную пошлину в размере 0,02 необлагаемого минимума доходов граждан (Декрет КМУ № 7-92 «О государственной пошлине»).

Если родственники по каким-либо причинам не оформили свидетельство о смерти, они могут обратиться в РАГС для получения документа. На основании существующей записи государственные органы выдают свидетельства родственникам и наследникам, если они смогут подтвердить родственные отношения с умершим документально. Например, после смерти мужа, жене достаточно предоставить в РАГС заявление и паспорт, где будет указан ушедший из жизни гражданин, как муж. Дальним родственникам для подтверждения родственных связей придётся принести более расширенный список документов.

 

Что делать родственникам для принятия имущества в собственность

Как получить наследство родственникам умершего? Лицо, получившее документальное подтверждение смерти, обращается к нотариусу или заменяющему его лицу. Когда нотариусу стало известно о смерти гражданина, он обязан сообщить об открытии наследственной массы другим родственникам ушедшего из жизни лица (ст. 63 ЗУ «О нотариате»).

Граждане, имеющие право на наследство и желающие получить имущество умершего, в течение полугода после смерти должны подать нотариусу или представителю местной власти, заменяющему его в сельской местности, заявление о вступлении в наследство.

Срок обращения продлевается на три месяца, если изначально лицо не обладало правом на наследство, но получило его из-за отказа от наследства более близкого родственника умершего (ст. 1270 ГК Украины).

С заявлениями разрешено не обращаться близким родственникам умершего, проживающим с ним по одному адресу (ч. 3 ст. 1268 ГК Украины). Какими документами можно подтвердить совместное проживание? Прежде всего это справка из регистрационной службы. Чтобы её получить нужно обратиться в территориальный отдел ЦНАП с заявлением.

Порядок оформления наследства для несовершеннолетних, недееспособных и ограничено дееспособных лиц также упрощён – заявление о принятии наследства по закону им писать не обязательно, но всё же эта процедура является желательной. Заявление составляется и подаётся лично гражданами, достигшими 14-летнего возраста. В интересах малолетних и недееспособных лиц действуют опекуны или родители (ст. 1269 ГК Украины).

 

Как составить заявление

Документ составляется согласно с образцом, предложенным нотариусом или заменяющим его лицом. Если родственник проживает в другом населенном пункте, он обращается к нотариусу по своему месту жительства для составления заявления о вступлении в наследство по образцу, предложенному этим должностным лицом. Данный документ отправляется по почте нотариусу, открывшему наследственное дело.

Пример заявления о принятии наследства

Образец заявления о принятии наследства по закону

 

Если гражданин выехал в страны ближнего зарубежья, он может также передать заявление почтой. Как ему получить наследство в Украине? Следует пойти к нотариусу по месту пребывания и составить заявление. Действия нотариата и документы, составленные нотариусами Армении, Узбекистана, Кыргызстана, Молдовы, Беларуси, Туркменистана, Узбекистана, Казахстана, Грузии, России и Азербайджана обязательны для исполнения на территории Украины и не подлежат дополнительной легализации (ст. 13 Конвенции о правовой помощи от 22 января 1993 года).

Заявления, полученные из других стран, проходят процедуру легализации через Министерство иностранных дел (ст. 100 ЗУ «О нотариате»).

 

Отказ от наследования

Можно ли отказаться от наследства? Да, отказ от вступления в наследство регламентирован ст. 1273 ГК Украины. Наследник, независимо от оснований наследования, вправе не принимать имущество умершего. Отказываться следует от всей своей доли в собственности ушедшего из жизни родственника – принять лишь часть имущества нельзя.

Как отказаться от наследства? Заявление на отказ подаётся нотариусу или заменяющему его лицу в сельской местности в течение времени, отведённого для принятия наследства. Если от получения имущества умершего отказывается недееспособный либо ограниченно дееспособный гражданин, он обязан согласовать отказ с органом опеки, а также со своим родителем или попечителем. Отказываются от наследования за малолетних и недееспособных людей родители или опекуны по согласованию с органами опеки.

При отказе от наследования, имущество, причитающееся отказавшемуся, переходит к родственникам той же очереди и делится между ними в равных частях. Если такие родственники отсутствуют, собственность умершего наследует следующая очередь. Если имущество полагалось отказавшемуся лицу на основании завещания, его долю поделят между собой другие наследники по завещанию (ст. 1275 ГК Украины).

Отказавшийся от наследования также вправе самостоятельно решить судьбу своей части в собственности. Отказ от наследства в пользу других лиц предусмотрен в ст. 1274 ГК Украины, где сказано, что часть имущества отказывающегося гражданина переходит указанному им лицу. Отказ от наследства в пользу другого наследника разрешён исключительно в отношении лица, являющегося также наследником.

 

Документы, подаваемые нотариусу

Как правильно оформить наследство? Результатом процедуры является свидетельство о праве на наследство. Оно выдаётся нотариусом или заменяющим его лицом. Чтобы его получить, кроме заявления следует подготовить и иные документы для оформления наследства.

Какие документы нужны для вступления в наследство? Вам понадобятся:

  • паспорт;
  • идентификационный код;
  • свидетельство о смерти, когда лицо признано умершим на основании решения суда – данное решение;
  • справка из ЦПАУ, подтверждающая место проживания умершего родственника.

Кроме того, лицам, наследующим по закону, потребуется документация, подтверждающая родственные связи. Чем более дальний родственник желает переоформить на себя собственность умершего, тем больше документов потребуется для определения родственных отношений с ушедшим из жизни лицом.

Например, чтобы оформить наследство после смерти матери, достаточно своего свидетельства о рождении или соответствующей актовой записи, где умершая указана как мать. Если речь идёт о муже, у которого умерла супруга, он предъявляет свидетельство о браке. Дяде, наследующему после дочери своего брата, нужно подтвердить сперва родственные связи с отцом ушедшей из жизни племягницы, затем факт того, что она являлась дочерью его брата.

Если документы для вступления в наследство отсутствуют, для их восстановления придётся обращаться в суд. Основанием для обращения является отказ нотариуса совершить нотариальные действия из-за отсутствия нужной документации.

 

Оформление свидетельства о праве на наследство

Свидетельство о праве на наследство служит документальным подтверждением прав собственности его держателя на наследуемое имущество.

Получение свидетельства о праве на наследство не считается обязательной процедурой для наследования движимых вещей. Но, если в порядке наследования лицу переходит часть недвижимости (приватизированной квартиры, частного дома, земельного участка), требуется обращение к нотариусу или к заменяющему его лицу за получением свидетельства о праве на наследство (ст. 1297 ГК Украины).

Свидетельство о праве на наследство

Пример свидетельство о праве на наследство

 

Свидетельство о наследстве выдаётся каждому заявителю отдельно независимо от его части в собственности. В документе указываются имена других наследников и причитающиеся им доли.

Обязанность оплаты свидетельства о праве на наследство установлена в Декрете КМУ № 7-93 «О государственной пошлине». Его стоимость составляет 34 грн (пп. «ж» п. 3 ст. 3 указанного документа).

Свидетельство о праве на наследство выдаётся по прошествии 6-месячного периода после смерти лица, являющегося наследодателем. Срок может быть продлён, если ожидается появление на свет ещё одного претендента на собственность умершего. За это время родственникам не стоит переживать за бесхозную собственность – нотариус в интересах наследников осуществляет мероприятия по охране наследственного имущества.

 

Как оформить недвижимость

Оформление наследства на квартиру или иную недвижимость – более трудоёмкий процесс по сравнению с получением в собственность другого имущества.

Тем не менее, на сегодняшний день процедура максимально упрощена для граждан – чтобы оформить наследство на квартиру или дом, им не нужно регистрировать право собственности самостоятельно. Это делает за них нотариус или заменяющее его лицо в сельской местности. Родственнику, желающему оформить наследство на дом, купленную или приватизированную квартиру, требуется подготовить дополнительные документы на наследство после смерти лица, владевшего недвижимостью:

  • подтверждение прав ушедшего из жизни лица на недвижимость (свидетельство о приватизации квартиры, соглашение о пожизненном содержании, договор о совершении сделки купли-продажи, решение суда и т.д.);
  • выписка из Госреестра вещных прав на недвижимость;
  • справка из регистрационной службы.

На основании этой документации нотариус выдаёт свидетельство о праве на наследство. Переоформление наследства в собственность на наследника на этом этапе заканчивается. До 2013 года необходимо было самостоятельно идти в БТИ и получать дополнительную выписку. На сегодняшний день нотариус самостоятельно вносит данные о доме или квартире, которая была куплена или приватизирована наследодателем в Госреестр.

Факт владения недвижимостью новым собственником подтверждается решением, опубликованным в Реестре недвижимости (Постановление КМУ № 1127, регулирующее вопросы внесения данных о недвижимость в Госреестр). При желании новый собственник может получить выписку из Реестра вещных прав на недвижимость в виде бумажного или электронного документа.

Rate this post

Добавить комментарий

E-mail не публикуется. Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения!