Процедура восстановления свидетельства о рождении ребенка в Украине

Ваш ребенок родился! Новоиспеченным родителям в суете и приятных хлопотах меньше всего в этот счастливый момент хочется думать о формальностях оформления. Тем не менее, официальная регистрация и получение первого в жизни ребенка документа — процедура крайне важна и обязательна. Мамы и папы, которые впервые познали радость рождения малыша, не знакомы с особенностями данной процедуры, поэтому часто задаются вопросом, как получить свидетельство о рождении ребенка, какая инстанция выдает такой документ и что нужно для его получения. Процедура в целом не претерпела особых изменений за последние годы, главное в этом вопросе — следовать букве закона.

рождение малыша

Основные положения

Свидетельство о рождении — первый документ в жизни каждого новорожденного гражданина. Не стоит думать, что такой документ необходим только для выплаты пособия. Есть масса жизненных ситуаций, когда решение того или иного вопроса требует предоставления такого документа. Он может потребоваться при поступлении в высшие учебные заведения, для оформления юридических сделок, загранпаспорта и других ситуаций в повседневной жизни. Основной вопрос, с которым сталкиваются родители, где получать свидетельство о рождении ребенка? Выдачу осуществляет отдел регистрации актов гражданского состояния, или РАГС. Факт регистрации рождения ребёнка регулируется Законом Украины «О порядке регистрации актов гражданского состояния», утвержденным Приказом Министерства юстиции Украины «Об утверждении инструкции по ведению государственного реестра актов гражданского состояния граждан» No1269/5 от 24 июля 2008 года.

Итак, процедура проводится по месту прописки или по месту фактического проживания? Законодательством отрегулирован механизм оформления свидетельства о рождении как по месту проживания его родителей (одного из родителей), а также по месту фактического рождения. Место проживания родителей определяется штампом в паспорте, в котором указан адрес. Место рождения указывается в справке, которую выдают в медицинском учреждении. Родителям стоит знать, что согласно действующему законодательству сотрудники РАГСа не вправе отказывать в оформлении документа с последующей его выдачей, мотивируя данный факт целесообразностью проведения процедуры в других госорганах регистрации. Сегодня не все пары стремятся узаконить свои отношения официально. Если малыш рожден в гражданском браке, факт появления на свет может быть зарегистрирован по месту жительства отца. Для этого, единовременно с заявлением о регистрации рождения, отцом подается заявление о признании отцовства.

 

Что гласит кодекс?

Порядок регистрации рождения малыша регулирует Семейный Кодекс Украины. Остановимся подробнее на основных моментах:

  • Статья 144, часть 1 Семейного Кодекса Украины гласит, что мать и отец обязуются безотлагательно, но не позднее 1 месяца с даты появления крохи на свет, зарегистрировать рождение ребенка в государственном органе — РАГСе.
  • К сожалению, случается, что малыш родился мертвым. Факт его рождения также необходимо зафиксировать документально. Статья 144, часть 1 Семейного Кодекса Украины гласит, что мертворожденные, найденные дети должны регистрироваться в течение первых 3-х суток. В подобных случаях свидетельство о рождении не выдается, а только производится запись в книге регистрации актов о рождении граждан. Основанием для записи является выданная врачом справка о перинатальной смерти.
  • Если малышу «посчастливилось» появиться на свет в ходе экспедиции, на судне, в любой экстремальной ситуации или отдаленной местности, где поблизости нет отдела РАГСа, выдачу документа производят по месту прописки родителей в срок не позднее одного месяца с даты их возвращения.
  • Законодательством четко определен круг лиц, которые имеют право подавать в органы регистрации актов гражданского состояния заявление о регистрации рождения. В первую очередь — это родители. Также предусматривается возможность подачи заявления и от других лиц. Если будут предоставлены необходимые документы, сотрудники РАГСа не вправе отказать в выдаче свидетельства.
  • Если родители малыша не достигли совершеннолетия, процедура производится в стандартном порядке. Для выдачи не требуется разрешение родителей, усыновителей, опекунов.
родители и малыш

Родители имеют право подавать в РАГС  заявление о регистрации рождения малыша

 

  • Часть 3 статьи 144 Семейного Кодекса Украины гласит, что вместе с регистрацией рождения маленькому гражданину присваивается происхождение, его персональные данные (имя, фамилия, отчество).
  • Если по уважительным причинам кроха не был зарегистрирован в течение первого года его жизни и до достижения им 16-летия, процедура также выполняется сотрудником отдела РАГСа в соответствии с Положением о порядке изменений, дополнений, аннулирования и возобновления актовых записей гражданского состояния. Положение No86/5 было утверждено Министерством юстиции Украины 26 сентября 2002 года.
  • Если мама ребенка находится на долговременном лечении, в следственном изоляторе, местах исполнения наказания за совершенное преступление, регистрацию осуществляют по месту нахождения такого учреждения.

 

Если не установлено отцовство или материнство

В свидетельстве о рождении, кроме персональных данных, содержится информация о родителях. Что, если отцовство или материнство не установлено? В такой ситуации статья 135 СКУ регулирует внесение соответствующей записи в документ.

  1. В ч.1 статьи 135 Семейного Кодекса, сказано, что в случае рождения малыша у мамы, не состоящей в официальном браке, а также в ситуации, когда заявление отца или соответствующее решение суда отсутствует, запись в книгу регистрации рождения происходит особым образом. Новорожденному присваивается фамилия мамы, а вот имя и отчество записываются с ее слов. Матери выдается справка, где указывается, что личные данные в документ занесены с ее слов. Такая отметка нужна, чтобы не отождествлять человека с такими же персональными данными с отцом ребенка, указанного в документе. Поэтому, на человека, имеющего такое же имя и фамилию, на данном основании невозможно по закону возложить отцовские обязанности.
  2. Часть 2 статьи 135 СКУ гласит, что в случае смерти мамы или невозможности установить ее местонахождение, запись делают по заявлению родственников, других лиц — представителей учреждения здравоохранения, где пребывает ребенок. Предоставленное право вполне оправданно, ведь в ином случае регистрация рождения и занесение соответствующей записи с выдачей документа существенно бы затягивалось на неопределенный срок. Если в будущем произойдет признание отцовства или материнства, в актовую запись внесут изменения. Иногда место нахождения родителей малыша невозможно определить. Зачастую это связано с тем, что они покинули его добровольно, а иногда дети оказываются без родительской опеки при самых разных обстоятельствах: стихийные бедствия, военные действия, похищение.

Уполномоченным представителем учреждения, где находится ребенок, подаются документы на регистрацию рождения, если кроху подкинули или же он был найден брошенным без присмотра, оставлен в беспомощном состоянии.

 

Документы для регистрации

Чтобы зарегистрировать рождение маленького гражданина и получить удостоверяющий документ, в отдел регистрации актов гражданского состояния по месту рождения или жительства необходимо подать пакет документов.

Основанием для регистрации являются:

  • Заявление, написанное матерью и отцом. Если мама не состоит в законном браке, то требуется заявление только от нее, отец в таком случае подает заявление о признании отцовства.
  • Паспорта родителей, чтобы установить их личность.
  • Свидетельство о браке (если брак официально зарегистрирован).
документы для завления

Для получения свидетельства о рождении малыша необходимо собрать полный пакет документов

 

Кроме стандартного пакета в РАГС также подается медицинская справка государственного образца (форма 103/о), выданная родильным отделением любой формы собственности, независимо от подчинения. Если же малыш рожден вне стен медицинского учреждения, подается справка формы 103/1 о пребывании под присмотром медицинского учреждения. Обязательно прилагаются заявления двух свидетелей, присутствующих при родах. Если кроха родился на морском, воздушном судне, любом другом транспорте, к пакету документов прилагается акт, который составлен должностными лицами, при участии двух свидетелей и врача (фельдшера), если таковой был на судне. Если ребеночек рожден мертвым, для занесения актовой записи потребуется врачебное свидетельство формы 106-2/0 о перинатальной смерти.

Как уже было сказано, установленный срок для регистрации рождения — 1 месяц. Если не произвести процедуру в срок без уважительной причины налагается административный штраф, предусмотренный статьей 212 КУоАП. Без получения свидетельства о рождении невозможно оформить пособие и помощь при рождении детей. Госпошлина за регистрацию, выдачу свидетельства о рождении маленького гражданина не взимается, данный порядок регулируется пунктом 13 статьи 4 Декрета КМУ «О государственной пошлине».

 

Нововведения

Начиная с 2016 года, родители новорожденных получили возможность оформить первый документ малыша непосредственно в роддоме. Не стоит думать, что компетенция медицинских учреждений расширилась, просто на территории их помещения отныне присутствует сотрудник РАГСа, который может на месте внести данные в реестр. Данная услуга пока предоставляется не во всех городах нашей страны, это, скорее, пилотный государственный проект, который уже получил положительные отклики граждан. На сегодняшний день продолжается реализация проекта во всех роддомах Украины. Такая услуга позволяет максимально быстро и без особых хлопот получить документ.

Пока проект находится в статусе экспериментального, родители самостоятельно выбирают, получить свидетельство в роддоме или «по-старинке» в РАГСе. Что касается сроков выдачи в роддоме, то документ можно получить не ранее и не позднее, чем день выписки. После выписки, как говорится, время вспять повернуть не получится, поэтому оформить документ можно будет только в РАГСе. Многие родители в первые несколько дней после рождения крохи не могут определиться с именем, что рождает свои сложности в оформлении свидетельства непосредственно в роддоме. Для таких родителей есть проверенная альтернатива — классика оформления рождения в РАГСе. Набор документов и процедура выдачи свидетельства в роддоме стандартная, сложностей с оформлением не возникнет.

 

Восстановление документа

С течением жизни многие сталкиваются с неприятной ситуацией — утерей свидетельства о рождении. С этим может быть сопряжено немало неприятностей. Не стоит отчаиваться, ведь восстановить свидетельство о рождении в Украине возможно! Стоит сказать, что без первого в жизни каждого человека документа может возникнуть немало неприятностей при поступлении в ВУЗ, оформлении загранпаспорта, юридических сделок.

документы о рождении

Для восстановления документа о рождении следует обратиться в местный РАГС

 

Как восстановить свидетельство о рождении? Наименее сложный и «тернистый» путь у тех, кто проживает по месту прописки и появления на свет. Необходимо просто выбрать удобное время, нанести визит в местный РАГС, где изначально была сделана актовая запись, после чего получить соответствующий документ. По заявлению выдается восстановленный документ на бланке, идентичный утерянному оригиналу, просто вверху делается пометка «дубликат». Восстановление свидетельства о рождении может выполнить отдел кадров по месту трудоустройства. Сотрудник готовит пакет документов, а затем руководитель отдела кадров осуществляет отправку соответствующего запроса.

Когда мы восстанавливаем свидетельство, нужно предоставить следующие документы:

  • заявление на восстановление установленного образца;
  • ксерокопии паспортов родителей;
  • ксерокопию свидетельства о браке.

Данная услуга платная. Перед тем, как восстановить свидетельство о рождении в Украине, нужно заплатить госпошлину и предоставить квитанцию о ее уплате. Человеку свойственно в поисках лучшей жизни или по разным жизненным обстоятельствам переезжать в другие города. Не стоит думать, что проживание в другом городе станет препятствием для восстановления важного документа.

Если вы не знаете, как восстановить свидетельство о рождении, алгоритм решения данного вопроса состоит из 5 шагов:

  1. Посещаем РАГС по месту фактического проживания.
  2. Подаем заявление установленного образца, в котором указывается необходимость пересылки документов на определенный адрес.
  3. Дожидаемся ответа на электронный запрос сотрудника РАГСа по месту проживания.
  4. Получаем почтовое уведомление о пересылке документа и платим госпошлину в кассу банка.
  5. Забираем дубликат свидетельства о рождении, предъявив квитанцию об уплате госпошлины и паспорт.

Иногда случаются ситуации, когда необходимо восстановить документ о рождении человека, который уже умер. Произвести процедуру повторной выдачи можно только в том учреждении, где оно выдавалось изначально. Сделать это можно, нанеся личный визит или выслав запрос в письменной форме. К заявлению прилагается квитанция об уплате госпошлины, справки и копии документов, которые доказывают факт родства с умершим. Предоставляется копия свидетельства о смерти человека. Часто родные просто не знают в каком конкретно отделе РАГСА выдавался документ. Для этого необходимо обратиться в архив госучреждения по месту рождения умершего. Большие сложности с восстановлением возникнут, если нет информации о месте рождения. В таком случае подается заявление в местные органы РАГСа, сотрудники рассылают запросы по всем аналогичным инстанциям страны, а заявителю нужно дожидаться ответа.

Процедура восстановления займет много времени, доставит много хлопот, но дать отказ в восстановлении документа сотрудники РАГСа не имеют права.  Если же получен отказ в восстановлении свидетельства о рождении, необходимо обратиться с заявлением в суд с иском, подкрепив письменным отказом государственного учреждения. Подобная ситуация может возникнуть, если с целью получения нового свидетельства о рождении обратился ребенок, чьи родители лишены родительских прав либо состоят в разводе. Госорган попросту не имеет возможности идентифицировать личность обратившегося к ним ребенка, поэтому вопрос можно решить только в судебном порядке. Как только суд выдал положительное решение, и оно вступило в законную силу, заявитель может снова обратиться в РАГС и беспрепятственно получить восстановленный документ.

Получая дубликат или первичный документ, необходимо тщательно проверить правильное заполнение персональных данных, запись о гражданстве и реквизиты.

 

 

Rate this post

Добавить комментарий

E-mail не публикуется. Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения!