В связи с падением доходов населения в Украине у многих граждан растет долг за коммунальные услуги. Субъекты хозяйственной деятельности, которые оказывают такие услуги, всячески пытаются запугивать должников, отключают им воду, свет, газ, иногда действуя незаконно. Получатели таких услуг должны знать свои права и обязанности, а также некоторые способы эффективной правовой защиты.

Понятие долга за коммунальные услуги

Перед тем как осветить механизмы правовой защиты от незаконных действий коммунальных предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности, нужно разобраться, что такое задолженность по коммунальным услугам.

Данные правоотношения регулирует Законы Украины и нормативно-правовые акты, которые устанавливают права и обязанности сторон.

  1. Гражданский кодекс. В нем содержатся основополагающие нормы, которые дают понятия договорным отношениям, возникающим между потребителями коммунальных услуг и теми, кто их предоставляют. Также в нем закреплены сроки исковой давности (о них более подробно будет рассказано ниже).
  2. Закон Украины о коммунальных услугах, в котором содержится само понятие таких правоотношений, а также права и обязанности, как потребителей, так и тех, кто предоставляет коммунальные услуги. Порядок составления претензий и их разрешения.
  3. Постановления национальной комиссии (НКРЭКУ), которая регулирует и устанавливает тарифы на коммунальные услуги (например, свет, газ, теплоснабжение), а также занимается проверкой деятельности некоторых субъектов хозяйственной деятельности на предмет соблюдения ими действующего законодательства при предоставлении коммунальных услуг.
  4. Решения местных органов власти, которые имеют право на установление коммунальных тарифов связанных с обслуживанием многоквартирных домов и их ремонтом. Также местные органы власти создают специальные интернет ресурсы, на которых можно посмотреть потребительскую задолженность.
  5. Практика рассмотрения судами подобных споров. Особый интерес вызывают правовые позиции Верховного Суда Украины, которые постанавливаются при вынесении судами разных по сути решений по одним и тем же спорам.

Интересно знать, что в случае предоставления некачественных коммунальных услуг, граждане могут за них не платить, письменно уведомив субъект хозяйственной деятельности.

Исходя из этих законодательных актов, под коммунальными услугами подразумеваются действия субъектов хозяйственной деятельности, направленные на предоставление населению услуг по его жизнеобеспечению (свет, газ, вода, тепло, вывоз мусора, уборка и ремонт многоквартирных домов и прилегающей к ним территории) за установленную плату.

Поэтому под задолженностью по коммунальным платежам подразумевается некоторая денежная сумма, которую житель квартиры или другого жилого помещения должен уплатить за предоставленную коммунальную услугу, но получив ее, не выполнил своих обязательств по оплате. Поэтому у него образовался долг перед субъектом хозяйственной деятельности.

коммунальный платеж

Регулирование отношений

Чтобы субъекты хозяйственной деятельности не злоупотребляли своим монопольным положением на данном рынке, разработано множество подзаконных нормативных актов, которые устанавливают четкие правила потребления и предоставления коммунальных услуг.

Потребитель должен знать следующую важную информацию:

  1. Потребление коммунальных услуг происходит на основании типовых договоров, которые разрабатываются и утверждаются Кабинетом Министров, а также национальным регулятором НКРЭКУ. Эти типовые договора содержат все исчерпывающие права и обязанности сторон, поэтому субъекты хозяйственной деятельности не имеют право менять их в сторону увеличения своих прав.
  2. На каждую квартиру или домовладение должен быть открыт лицевой счет. Это комбинация цифр, которая необходима для идентификации потребителя и начисления ему платы только за те услуги, которые он потребил. Отсутствие лицевого счета на конкретном объекте освобождает человека от уплаты за коммунальные услуги.
  3. Платежные документы, в которых указывается количество потребленных услуг, их стоимость за текущий месяц, проведенная оплата, а также задолженность. Обязательная информация, которая в них содержится, утверждается Кабинетом Министров и регулятором, а форма документа самими поставщиками коммунальных услуг.
  4. Каждый потребитель имеет право оспаривать все начисления, а также требовать проведения перерасчета в случае не предоставления качественных услуг либо их отсутствия. Такая претензионная деятельность также регулируется подзаконными нормативными актами.

Интересно знать, что существует множество судебных решений, на основании которых с предприятий, оказывающих некачественные коммунальные услуги, взыскивались денежные средства за причиненный материальный и моральный вред.

Поставщики коммунальных услуг также имеют свои права и обязанности, нарушение которых может привести к судебным тяжбам и взысканию ущерба с потребителя.

 

Сроки исковой давности по неуплаченным коммунальным платежам

Каждый житель квартиры или иного жилого помещения должен знать, каков срок исковой давности по коммунальным платежам. Это нужно для того, чтобы субъекты хозяйственной деятельности не могли привлечь потребителя в качестве ответчика по долгам, которые образовались задолго до наступления такого срока.

коммунальные долги

Неуплаченные коммунальные услуги

 

На практике взыскание задолженности по коммунальным платежам, когда гражданина привлекают в качестве ответчика, происходит двумя способами.

  1. Коммунальное предприятие или другое предприятие, оказывающее такую услугу, подает в районный суд по месту жительства неплательщика заявление на выдачу судебного приказа о взыскании долга. Данный порядок регулируется главой Гражданского процессуального кодекса Украины, а также Пленумом Высшего специализированного суда. Такой способ взыскания долга можно использовать, когда между неплательщиком и субъектом хозяйственной деятельности существуют неоспоримые правоотношения (например, заключен договор). 
  2. Второй способ — это подача искового заявления в суд. Это происходит только после того, как в заявлении на выдачу судебного приказа будет отказано судом или такой приказ будет отменен по заявлению должника. А также в случае, когда долги пытаются взыскать с гражданина, с которым не заключен договор, либо когда неплательщик оспаривает сумму долга или его наличие.

Несмотря на два способа взыскания, Гражданский кодекс четко указывает, что срок исковой давности для обоих случаев составляет три года с момента образования долга. На примере это выглядит так.

Гражданин перестал платить за коммунальные услуги 5 мая 2014 года. Три года заканчивается 6 мая 2017 года (на следующий день после отказа платить). То есть взыскать с него задолженность, образовавшуюся до 5 мая 2014 года, нельзя.

Важно запомнить, что если субъект хозяйственной деятельности обратится с исковым заявлением в суд, чтобы взыскать задолженность по коммунальным платежам по прошествии трех лет, суд обязан принять его к рассмотрению. В свою очередь неплательщик должен прийти в судебное заседание с письменным заявлением, в котором нужно указать, что истец просрочил срок исковой давности и просить суд отказать в удовлетворении исковых требованиях.

Других сроков исковой давности не существует.

 

Где получить информацию по долгам

Для того, чтобы граждане всегда были в курсе существуют ли у них долги по коммунальным платежам, нужно изучить все способы как узнать об отсутствии или наличии задолженности.

  1. Для того, чтобы узнать задолженность или об ее отсутствии, надо внимательно изучить платежный документ, который предоставляется каждому плательщику. В нем будет отдельная графа (называется задолженность или долг). Если в ней ничего не указано или она отсутствует, значит у гражданина никакого долга нет.
  2. Второй способ проверить наличие долга — это создаваемые ресурсные центры. В некоторых регионах местная власть создает специальные сайты, на которые все субъекты хозяйственной деятельности, оказывающие коммунальные услуги, выкладывают данные о начислениях, уплате, а также наличии задолженности. Любой потребитель может зарегистрироваться, ввести свои данные, номер лицевого счета и наименование услуги (например, газ, свет вода, отопление) и узнать не только информацию по долгам, но и по текущим начислениям.
  3. Третий способ — это подача письменных запросов на предприятие, которое предоставляет ту или иную коммунальную услугу. Его нужно использовать для получения детальной распечатки всех долгов, и сведений о том, каким образом они образовались. Также данный способ можно использовать для того, чтобы затребовать информацию по предоставленным коммунальным услугам за определенный период времени.

Важно запомнить, что не во всех регионах созданы сайты или центры, в которых можно получить полную информацию по всем платежам, начислениям и задолженностям. Информацию о наличии или отсутствии таких сайтов можно получить в органах местной власти.

Если по коммуналке имеется задолженность, то затягивать с решением данной проблемы нельзя. Можно попытаться ее реструктуризировать.

 

Реструктуризация задолженности

Если плательщик согласен с тем, что он должен некоторую сумму за предоставленные коммунальные услуги, то он имеет право реструктуризировать свой долг, обратившись на предприятие, перед которым возникла задолженность.

долг по оплате

Каждый имеет право на реструктуризацию долга

 

Сразу нужно отметить, что все нормативные акты, которые регулируют предоставление той или иной коммунальной услуги, предусматривают возможность реструктуризации, но это право, а не обязанность потребителя и поставщика таких услуг. То есть в реструктуризации может быть отказано по разным причинам.

Теперь рассмотрим поэтапно, как происходит реструктуризация долга.

  1. Гражданин должен обратиться к работникам предприятия (обычно это отделы по работе с абонентами) и уточнить сумму долга. Сотрудники зайдут в свою базу и скажут, какую сумму нужно уплатить. Для уточнения этой суммы, лучше предоставить показания прибора учета (воды, света, газа), если он установлен, на момент обращения для реструктуризации.
  2. Следующий шаг – это, непосредственно, подписание договора о реструктуризации. В большинстве случаев сотрудники абонентской службы, которые имеют право заключать такие соглашения, предложат сразу заплатить определенный процент от общей суммы задолженности. Обычно он колеблется в размере 10-30%. Его можно увеличить по согласованию сторон.
  3. После уплаты части задолженности, стороны (потребитель и организация,  предоставляющая услугу) заключают договор реструктуризации, в котором долг распределяется на несколько месяцев, но не больше, чем на один год, в виде равных ежемесячных платежей.

Важно запомнить, что оплата долга не освобождает потребителя от ответственности оплачивать текущие платежи. То есть, за каждый отчетный период он должен оплатить часть долга, а также за потребленные коммунальные услуги.

При нарушении такого договора, субъект хозяйственной деятельности имеет право обратиться в суд либо прекратить предоставление услуг. Обычно к таким мерам прибегают те предприятия, которые поставляют свет, воду, тепло и газ.

Также нужно прояснить еще один интересный момент. С 1 мая 2017 года Кабинет Министров Украины принял новое постановление, согласно которому, тем потребителям, у которых есть долг по коммунальным услугам более двух месяцев, не будут предоставляться субсидии. Но, если такой потребитель предоставит договор о реструктуризации, то субсидии начисляться будут.  

Задолженность по коммунальным платежам может повлечь за собой такие правовые последствия, как принудительное взыскание ее через суд либо полное прекращение предоставления услуг до момента оплаты долга. 

 

 

 

Rate this post

Добавить комментарий

E-mail не публикуется. Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения!